Россия

Россия - Эвенский АО

Эвенский АО

История Эвенкии хранит в себе столько загадок и тайн, что разгадывать их предстоит еще не одному поколению людей. Хитросплетения реальных событий, человеческих судеб и политических коллизий древних цивилизаций легли в основу легенд о Северной Земле и Северном Человеке.

Исследования историков и археологов говорят о том, что первые люди на территории Эвенкии появились во II тысячелетии до нашей эры. Три тысячи лет понадобилось древнему человеку, чтобы не только заселить долину Нижней Тунгуски, но и освоить близлежащие территории - стоянки древних людей эпохи неолита найдены в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

Что же заставило древний народ, чьей прародиной многие историки называют Забайкалье и Приамурье, уйти в суровые снежные пустыни евразийского континента? Существует версия, что в X веке эвенки были вытеснены из плодородных долин на север воинственными степняками. Однако в хрониках Древнекитайских летописцев мы находим упоминания о том, что еще за четыре тысячи лет до так называемого вытеснения эвенков, китайцы знали о народе, сильнейшем среди "северных и восточных иноземцев". И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа - сушеней - с более поздним, известным нам как тунгусы.

Летописцы Поднебесной подробно рассказывают об этих людях, живущих в "снежной суровой стране" в конусообразных жилищах (чумах), как о прекрасных охотниках и смелых воинах, которых не удалось покорить ни одному отряду обученных императорских воинов. Но самое главное, в этих древних хрониках рассказывается о сушенях - ловких "следопытах верхом на оленях", о народе, который одомашнил дикого оленя, и тот "дает им молоко и возит на санях".

В более поздних хрониках прослеживается путь развития прямых потомков сушеней - чжурчженей (уэней, уэньков), объединенных в одну империю, которая в начале VI века получила наименование Золотой империи чжурчженей, в которую входили свободные племена уэней, уэньков. Не отсюда ли наименование современной северной территории и ее жителей, эвенков?

Золотая империя, соперничающая с Поднебесной (Китаем), постоянно отражающая нападения предков монголов - киданей, охватывала территорию современной Кореи, побережье Охотского моря, Забайкалье и северные территории. И, самое главное, жители говорили на едином, тунгусо-маньчжурском языке, у них была письменность и культурные центры. Об архитектурной значимости их свидетельствуют археологические находки.

Золотая империя почти одновременно с Киевской Русью пала под копытами конницы Чингисхана. Но ей не удалось, подобно Руси, возродиться - были стерты с лица земли все города, уничтожены литературные памятники, даже надписи на городских стелах и могильных плитах были сколоты.

Эвенки навсегда потеряли свою прародину, но это не означает, что этот народ - без прошлого: устное поэтическое творчество сохранило предания о былом величии и память о могучих богатырях - сонингах. И вот что удивительно: у всех эвенков, расселившихся от берегов Тихого океана до Оби, единые герои устных произведений. Более того, эвенками удалось сохранить письменность.

Ученые были ошеломлены - на отреставрированных древних стелах Эвенкии они прочли своды высоконравственных законов предков, которые были пронесены через века и дошли до нашего времени в виде устных житейских наставлений. И основные из них - дружелюбие, гостеприимство, взаимная помощь, уважение к старшим.

Из истории названия и образа жизни.

 Происхождение этнонима "эвенк" возводят к древним оленеводам увань, которые упоминались в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен - "оленные" (Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгусски), килэ - килен (от Лены до Сахалина), солон - "верхние по течению" (часть амурских эвенков), хамниган - монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары, самагиры, манегиры, мурчены и т.д.

В этнокультурном плане эвенки не являются едиными. Это нашло отражение в письменных источниках, где упоминаются "пешие", "бродячие" и "кочевые" тунгусы. В основе этих отличий лежит хозяйственная направленность различных территориальных групп эвенков, в соотношении основных видов хозяйственной деятельности - оленеводства, охоты и рыболовства. Культурное своеобразие отдельных групп эвенков сформировалось под влиянием соседних народов: самодийцев, якутов, бурят, народов Амура, что приводило к сложению весьма специфических подразделений этого народа (конные группы Забайкалья, "скотные" тунгусы Якутии).

Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты, при некоторой ослабленности пигментации, что соответствует байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. Он имеет значительную древность. Территория его формирования - таежные районы юга Восточной Сибири и северного Прибайкалья. У южных групп эвенков наблюдается примесь центральноазиатского типа, что объясняется их контактами с тюрками и монголами.

Эвенкийский язык входит в северную (тунгусскую) подгруппу тунгусо-маньчжурской группы языков. Широкое расселения эвенков определяет деление языка на диалектные группы: северную, южную и восточную, а контакты с соседними народами, заимствования из языков бурят, якутов, бурят, самодийцев и др.

Из воспоминаний русских землепроходцев
Первое упоминание о тунгусах как народности относится к 1581-1583 г.г. и появляется в описании Сибирского царства.

Русские землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: "услужливы без раболепства, горды и смелы". Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал: "Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят". Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов "сибирскими аристократами", а первый енисейский губернатор А. Степанов писал, что "их костюмы напоминают камзолы испанских грандов..."

Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что "копейца и рогатины у них каменные и костяные", что нет у них железной посуды, и "чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут..." И еще: "иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками". Всепожирающая татаро-монгольская чума отбросила Золотую империю на тысячелетия назад. Тунгусы-кочевники живут в каменном веке, в то время как у русских, с которыми судьба свяжет их навеки, развивается мануфактурное производство и используется огнестрельное оружие.

Вторая половина XVI в. Ознаменовалась проникновением русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея.

Даже с появлением русских острогов и поселений прямой контакт двух культур был эпизодическим. И в основном сводился к мирной торговле. В этом смысле есть все основания для развенчания ложного понятия о "русском торговом грабеже": шкурки соболя, пополнявшие царскую казну и ценившиеся очень дорого для эвенков ценности особой не представляли. Одежда из оленьих шкур была практичней, а из соболиных шкурок шили спальные одеяла и даже ... подбивали ими лыжи. Так что цена медного котла, которая определялась количеством соболиных шкурок, умещающихся в нем, для самих тунгусов казалась смехотворно низкой: "Глупые лючаль (русские): за паршивые шкурки отдают котел, которому век служить!" Так же бесценными были для аборигенов стальные клинки, ножи, наконечники пик, сукно, бисер, стальные иглы, металлические капканы, а поздней - ружья.

Именно в это время начинается взаимопроникновение двух культур - тунгусской и русской. Русские перенимали у эвенков навыки охоты и выживания в суровых условиях. Пришлые люди брали в жены аборигенок.

Основные вехи освоения русскими Севера
1601 год - основание Мангазеи - административного центра и важного торгово-перевалочного пункта.
1607 год - основание Туруханского зимовья.
1607 год - сбор березовским казаком Михайлой Кашмыловым первого ясака с эвенков Нижней Тунгуски.
1620-1623 гг. - мангазейский казак Никифор Пенда поднялся по Нижней Тунгуске до ее верховья, через Чечуйский волок перебрался на р. Лена.

История обычно пишется по документам, официальным записям, а Пенда (он же Панда, Поянда) не служил не царю, ни Богу. Он был "гулящим" человеком, правда, не в современном понимании этого слова. Он был свободен от службы. А посему никаких письменных приказов ему не давали, и письменных отчетов он не писал - в официальных бумагах следов не найти.

Он прибыл из центральной России в Енисейск, как и многие неспокойные сильные люди того времени, идя "встречь солнцу". Прожид здесь год или два, наслушался рассказов о "златокипящей" Мангазее и решил отправиться туда по Енисею. Взял с соартельниками в долг большой корабль, 38-метровый дощаник с палубой, под которой можно спрятаться от непогоды и везти немалый груз.

У Туруханского острога на левом берегу Енисея остановился и к Мангазее поплыл на лодке. Прожил в этом городе некоторое время, познакомился с местными воеводами, и здесь к нему присоединились еще несколько столь же отчаянных душ. Они подрядили еще два коча.

Авторитет Никифора Пенды был высок среди окружающих: справедлив, верен слову. Сорок человек составили его артель, по тем временам это армия, но особая: все взято в долг, под пушнину - и суда, и тысячи пудов провианта, и промысловое снаряжение, и товары для обмена.

И вот со своими верными товарищами решил Пенда идти дальше на восток - обследовать новые земли по Тунгуске.

В июле, когда прошел ледоход, с Туруханска на Енисей вышла его флотилия на широкую воду, и подняв паруса, вошла в безлюдную Нижнюю Тунгуску: Было это 370 лет тому назад.

Отряд Никифора Пенды первым прошел по этим путям, за ним пошли другие, о них история говорит как о первопроходцах, о Пенде обычно молчит.

Конец 20-х годов XVII в. - поход мангазейских служилых людей во главе с Навацким по Нижней Тунгуске и далее на восток в Якутию.

1625-1634 гг. - основание ясачных зимовий: Турыжского в устье р.Кочечумо, Летнего - в устье р.Летняя, Илимпийского - в устье р.Илимпия, Тетейского - в устье р.Тетея, Непского - в устье р.Непа. В административном отношении Нижняя Тунгуска составляла часть Мангазейского (Туруханского) уезда.

1723 год - экспедиция Д. Г. Мессершмидта по Нижней Тунгуске, а затем р. Лена и на Байкал с целью изучения сибирских народов и исследования их языков, описания флоры и фауны.

1763 год - манифест Екатерины II о переписи инородцев с указом не чинить коренным народам зла и жить в мире.

Первая половина XIX в. - образование инородческих управ (административных округов) у эвенков Нижней Тунгуски. В этот же период началось приобщение эвенков к православию.Согласно выписке из метрической книги Туруханской Преображенской церкви за 1846 год крещеными на эту дату считались тунгусы Нижнечумской, Таймурской, Курейской и Чемдальской инородческих управ.

Обращение язычников в христианство не имело ничего общего с тем, как это происходило на американском континенте, куда церковь пришла с крестом и мечом, уничтожив миллионы индейцев. Русские православные миссионеры появлялись среди аборигенов от случая к случаю, крестили желающих, давая новые имена. Кстати, смена имен не противоречила верованиям тунгусов: чтобы отвести злых духов, новорожденным не давали постоянные имена, они появлялись поздней. Туруханский монастырь, основанный в XVII веке, открыл лишь в конце XIX века церковь в Ессее и часовню в Чиринде, двух факториях на севере Эвенкии, одна из которых, Ессей, была центром расселения якутов.

Таким было влияние Российской империи на культуру и быт тунгусов, расселенных в Енисейской губернии от Ангары до гор Путорана. Ццарскую администрацию устраивало сообщество тунгусов, остановившееся на уровне общинно-родового строя. Разумеется, в дополнение к князцам и родовым старейшинам, которыми когда-то становились мудрые и авторитетные люди, стали назначаться старейшины или родовые старосты, обличенные административной властью и для солидности носящие специальную бляху на груди как представители царской власти или, как говорили в просторечии, белого царя.

1822 год - введение Устава об управлении инородцев в Сибири.

В этот период тунгусы интересуют государство Российское только как плательщики податей. Завезенные русскими эпидемии - оспы, туберкулеза, трахомы - становятся причиной катастрофического вымирания аборигенов. Чесотка и копытка уносят тысячные оленьи стада.

1840 год - создание Усть-Турыжского хлебозапасного магазина, расположенного в 600-700 верстах по Нижней Тунгуске.

1850 год - учреждение Синодом Русской православной Церкви "Миссии для крещения инородцев Тунгусов орд Таймурской и Нижнечумской и для просвещения остальных инородцев, кочующих в Туруханском крае".

1853 - 1854 гг. - Вилюйская экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с Р.К.Мааком обследовала верховье Вилюя и озеро Суринда, составив карту ранее неисследованных мест, описание геологического строения, рельефа, этнографических сведений об якутах и эвенках.

1859 - 1863 гг. - открытие М.К.Сидоровым месторождений графита по рекам Нижняя Тунгуска, Вахта и Курейка.

1863 год - создание красноярским золотопромышленником, меценатом и ученым М.К.Сидоровым училища для детей инородцев при Туруханском Троицком монастыре.

Вторая половина XIX в. - начало торгово-промышленного освоения Нижней Тунгуски. Добыча запасов графита золотопромышленником М.К.Сидоровым и "Русским обществом по разработке графита в Сибири".

Михаил Константинович Сидоров родился 16 марта 1823 года в Архангельске в семье купца второй гильдии. В 1845 году он приезжает в Красноярск и попадает в семью Латкина, управляющего золотопромышленными приисками известного миллионера Бенардаки в качестве учителя его детей. Позже он женился на дочери Латкина - Ольге Васильевне.

Время появления Сидорова в Красноярске совпало с периодом расцвета золотой промышленности в Сибири. Михаил Константинович, как и многие другие, был захвачен золотой лихорадкой. Он решил открыть золото и на деньги, полученные от прибыли, открыть в Сибири первое высшее учебное заведение.

В 1850 году он вышел на Подкаменную Тунгуску и здесь впервые открыл богатые месторождения россыпного золота. Все средства, которые он получал с золотых приисков, он обратил на освоение Севера и Северного морского пути.

В 1859 году он открывает месторождение графита на Нижней Тунгуске Туруханского района. Рудник был зарегистрирован как Ольго-Васильевский прииск, названный в честь его жены и друга. Началась добыча графитовой руды открытым способом для Петербургской карандашной фабрики. В 1867 году графит Эвенкии получил высокую оценку на Всемирной выставке в Париже.
Надо отметить, что большое внимание Михаил Константинович уделял положению коренных народностей Севера. Он выступает на конференциях в их защиту с предложением, чтобы в местах промышленного и транспортного строительства, для местных жителей строились русские избы и выдавались государственные пособия на строительство жилья, больниц и школ, а в школе обучать не только грамоте, но и промыслам. Некоторые из своих предложений относительно развития культуры коренных жителей Севера он попытался претворить в жизнь. Он построил за свой счет школу для детей при Туруханском монастыре и дал средства на содержание учеников школы-интерната. Но по распоряжению местных властей ученики были распущены по домам, а школа распилена на дрова для острога.

В 65 лет он умер несостоятельным должником. Миллионное состояние было истрачено на открытия, исследования и благотворительность. Но как общественный деятель Сидоров сделал большое дело, которое никогда не забудется.

1863 год - в верховьях р. Нижняя Тунгуска был переправлен с р.Лена паровой катер с баржей, а затем проследовал вниз по течению Нижней тунгуски и закончил свое путешествие в г.Енисейске. Открытие месторождений каменного угля и новых залежей графита.

май, 1873 год - экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с А.А.Чекановским по Нижней Тунгуске, в ходе которой составлена первая точная карта этого региона, исследованы месторождения графита, описаны растительность, погодные условия, быт и характерные особенности эвенков.

1910 год - основание лавки купцов-тунгусников Панова и Савватеева на месте будущего поселка Тура.

Советский период
В ноябре 1917 года в Эвенкии, как и во всей России, установилась Советская власть. Введена соответствующая система управления - Эвенкия находится в ведении Туруханского крайисполкома.

В 1923 году Туруханский крайисполком вводит положение об управлении туруханских туземных племен, в соответствии с которым каждое туземное родовое племя управляется собственным родовым Советом.

Нововведения не стали для эвенков чем-то противоречащим их древним устоям: с незапамятных времен существовали родовые советы. И они долго сохранялись как форма народовластия на Севере. Создание простейших производственных объединений также не противоречило традиционной форме хозяйствования: издревле у эвенков существовало умундэ эндэре - совместный выпас и совместная рыбалка, а в период осенне-весенней миграции - совместная охота на оленей. И первые колхозы, создаваемые из безоленных эвенков, которые получили поддержку государства, воспринимались спокойно и даже благожелательно. Активными организаторами родовых Советов в Тунгусско-Чунском районе были инструкторы Туруханского райисполкома И.К. Кочнев, Н.В. Ефимов, заведующий факторией Стрелка М.И. Остапкович. Из числа коренного населения рядовые Советы организовывали М.И. Широглагов, Р. Голубченок, П.В. Таркиченок, П.Т. Ястриков. Родовые сугланы проводились в течение 4-5 дней, обычно это происходило в середине весны - после охотничьего сезона. Как правило, на суглане заслушивались отчеты председателей родовых Советов, сообща вырабатывались наказы новому составу родовых Советов, причем каждое слово приходилось переводить на эвенкийский язык, ведь среди коренного населения было мало грамотных людей. Но вопрос с грамотностью был решен на государственном уровне. Коренные жители получили возможность получать образование на рабфаке северных народов при Ленинградском пединституте. В числе первых студентов факультета были Н.Н.Путугир, П.Н.Путугир, Н.Н.Монахова, А.Н.Каплин, Г.П.Салаткин.

Вскоре аналогичные факультеты открываются в Хабаровске, Енисейске, Красноярске. В туре начинает работать школа колхозных кадров и фельдшерско-акушерское училище. Активно готовятся учительские кадры, вслед за ликбезами открываются школы, амбулатории. А вот эвенкийская письменность появилась только в 1930 году.

1928 год - создание северного отделения при рабфаке Томского университета и Иркутского пушно-мехового института, где учились П.П.Увачан, В.Д.Каплин, Л.Н.Увачан, С.И.Сочигир.

10 декабря 1930 года образован Эвенкийский национальный округ с административным центром в Туре.

В 1941 году началась война…
Сотни мужчин уже летом 1941 года ушли из Эвенкии сражаться с врагом. А тем, кому пришлось остаться в тылу, не сидели, сложа руки. Старики, женщины и дети трудились, заменив отцов, мужей и братьев, приближая день Победы. В Эвенкии не было заводов и фабрик, её жители не производили оружие, боевую технику и боеприпасы. Эвенкия поставляла сырьё, продукты питания, тёплую одежду, выполняла несложные, но трудные заказы для фронта.

Важнейшей задачей для Эвенкии в годы войны была добыча пушнины или, как выражались тогда, "мягкого золота". Увеличение добычи пушнины напрямую влияло на финансовое положение, на укрепление обороноспособности нашей страны.

Каждый охотник, колхоз и район принимали на себя конкретные обязательства по добыче пушнины.

В 1942 году в обращении "Ко всем охотникам Эвенкии" говорилось: "Товарищи охотники! Дайте стране пушнины за сезон не менее 2 тысяч белок - на ружьё. Используйте все орудия лова. Повышайте добычу песца, соболя, лисицы, горностая, зайца, ондатры и других видов пушнины. Помните, что ваш честный труд укрепляет боевую мощь Красной Армии, приближает час разгрома немецко-фашистских войск".

У Эвенкии есть свой Герой Советского Союза - Иннокентий Петрович Увачан. В 1943 году ценой собственной жизни Иннокентий Увачан выполнил боевое задание: во время форсирования Днепра проложил кабель через реку, восстановив связь между частями нашей армии. Он умер на поле боя и похоронен в селе Недайвода, в братской могиле на безымянной высоте. За доблесть, проявленную при штурме днепровской твердыни, Иннокентию Увачану в 1944 году было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Послевоенные годы
В 1955-1956 гг. - землеустроительная экспедиция Министерства сельского хозяйства дала каждому колхозу конкретные рекомендации в использовании оленьих пастбищ - пастбищеоборота. Считалось, что это прогрессивная система организации кормовой базы. Однако укрупнение колхозов сорвало эвенков с родовых пастбищ, охотничьих угодий, родных озер. Были разрушены родовые и культурные связи. Ничего этого не замечалось: эйфория, охватившая руководство при виде появившихся вдруг "колхозов-миллионеров", новых благоустроенных поселков, якобы свидетельствующих о "переходе на оседлость", застилала рассудок.

Тем не менее, некоторые колхозы округа неоднократно становились участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и ВДНХ.

В это же время в Эвенкии развивается промышленное производство, ориентированное, главным образом, на выпуск товаров народного потребления, предметов первой необходимости и домашнего обихода.

В 50-60 годы в жизнь эвенкийцев входит понятие "Красный чум". Работники Красных чумов активно проводили среди населения культурно-просветительскую работу, обучали женщин готовить новые блюда, расходовать средства, шитью на машинке, распространяли книги. "Красные чумы", как культурно-просветительские учреждения были актуальны до начала 70-х годов. 1974 году они были ликвидированы, так как их место заняли более прогрессивные формы организации культурной жизни: было открыто 14 сельских Домов культуры, 3 сельских клуба, 16 сельских библиотек, создано 3 районных агитбригады.

В 1992 году Эвенкийский национальный округ становится Эвенкийским автономным округом, оставаясь в составе Красноярского края, но одновременно являясь независимым субъектом РФ. Председатель окружного исполкома Совета народных депутатов Якимов был назначен Главой Администрации округа. В декабре 1993 года образован Законодательный Суглан ЭАО.

Политические процессы, происходящие в это время в стране, не могли не сказаться на социально-экономическом положении Эвенкии. Хронический дефицит бюджета привел к фактическому распаду экономических связей, стагнации производства, обнищанию жителей территории. Коренное население практически лишено возможности заниматься традиционными промыслами. Оленеводство, являвшееся основой эвенкийской промышленности, практически не развивается, поголовье оленей стремительно сокращается.

Первые демократические выборы Главы администрации в Эвенкии состоялись в декабре 1996 года. На этот пост был избран А.А. Боковиков. Он же стал и первым губернатором Эвенкийского автономного округа.

Эпоха возрождения Эвенкии
8 апреля 2001 года губернатором Эвенкийского автономного округа был избран Борис Золотарев. Всего за 5 лет Эвенкия совершила огромный рывок. Из нищего прошлого в стабильное благополучное будущее. Налажено регулярное электро- и теплоснабжение, обеспечен северный завоз, Во всех поселках установлены современные системы связи, проведен Интернет. Коренное население вновь получило возможность заниматься традиционными промыслами. Выделяются средства на восстановление поголовья домашних оленей, с охотниками подписываются государственные контракты.

Благодаря принятой региональной адресно-инвестиционной программе "Строительство и капитальный ремонт" в Эвенкии начинается масштабное строительство жилья, восстанавливаются старые и открываются новые социально значимые объекты.

В последние годы все больше жителей Эвенкии связывают свое будущее с родным районом. И это связано, в первую очередь, со стабилизацией социально-экономического положения в районе, развитием производства, появлением новых рабочих мест, ростом доходов, повышением качества жизни эвенкийцев.

17 апреля 2006 года на референдуме жители Эвенкии проголосовали за объединение с Красноярским краем и Таймыром.

1 января 2007 года Эвенкия вошла в состав Красноярского края, получив статус муниципального района.

Loading ...
баннер
Интерактивная карта России

Где остановиться

Что посетить

Сотрудничество

Реклама

Follow @twitter Твитнуть