Россия

Маршруты - Военные лабиринты Владивостока в мирное время

Военные лабиринты Владивостока в мирное время

Почему-то так повелось, что памятники культуры, истории и архитектуры в любом городе посещают только туристы, и Владивосток – не исключение. Сама не так давно столкнулась с такой проблемой: приехала подруга из Нью-Йорка, куда вести, что показать, хотя живу в Приморье более 15 лет, становится стыдно. И, в то же время, радостно, что не все такие ленивые как я.

Есть в Приморье еще патриоты, которые до фанатизма изучают и так интересно рассказывают о самых главных памятниках, а главное охраняют их, причем без особой финансовой помощи со стороны властей.

Во Владивостоке есть одна отличимая от остальных городов особенность – форты Владивостокской крепости, с которыми связаны различные слухи и легенды.

Все кто был во Владивостоке, вероятно, обратили внимание, что на вершинах сопок, так в Приморье называют холмы, у основания скал вдоль дорог, на морском побережье, – везде, куда не бросишь взгляд,  находятся какие-то бетонные сооружения. Каждый, кто въезжает в город по автомобильной дороге, может заметить, что в пригороде на вершинах сопок проглядываются прямые линии бетонных брустверов.

Все эти фортификационные сооружения можно объединить одним словом – крепость, - об этом рассказывают в своих экскурсиях ребята из Владивостокского диггер-клуба.

Среди местного населения существует множество версий и предрассудков по поводу строительства этих сооружений. Одни утверждают, что все сооружения строили японские интервенты, другие – что политзаключенные ГУЛАГа. А есть и более изощренные версии, что всех строителей замуровали в стенах крепости, и их скелеты до сих пор находятся там.

Но пока ни одна из версий не подтвердилась. Историки утверждают, что с момента своего рождения Владивостоку была уготована роль форпоста России на Тихоокеанском побережье, роль ее береговой крепости.  Об этом говорит и название города – «Владей востоком». Представьте себе, что уже в первый год своего существования форпост Владивосток уже подвергся вторжению иностранного крейсера. Поэтому с  момента основания поста началось его укрепление в военном отношении.  Понятно, что первоначальные сооружения были деревянно-земляными и в настоящее время сохранились плохо. Со временем береговые батареи стали перестраивать из дерево - земляных в бетонные.

Толщина этих сводов просто поражает.  Казематированные помещения на фортах, защищающие рвы,  под брустверные галереи, служившие убежищами для дежурных частей, выкатной артиллерии, тоннельные и казематированные казармы,  тыловые и промежуточные капониры, как  правило, соединялись  между  собой разветвленной системой подземных ходов - сквозняков. У фортов, помимо номеров, имелись личные наименования:  форты Русского острова были названы в честь выдающихся князей  Киевской Руси и Московского царства,  а северные форты именовались в честь царей и императоров  из  династии  Романовых.

Историческая справка: В годы гражданской войны (1918 - 1922 гг.) материальные  ресурсы крепости использовались обеими враждующими сторонами.  В 1923 г. по условиям соглашения с Японией крепость была упразднена.     В конце 20-х годов,  из-за ухудшения международной  обстановки на  Дальнем  Востоке, несколько береговых батарей бывшей крепости вновь получили вооружение и вошли в состав Отдельной  Краснознаменной Дальневосточной армии – ОКДВА. А в начале 30-х годов, после формирования Морских Сил Дальнего  Востока,  береговая  оборона была  передана  флоту.  С  1931 по 1934 гг.  на Русском острове, островах Попова и Аскольда и мысе Гамова велось строительство семи новых  батарей крупного и среднего калибра,  в том числе Ворошиловской батареи.

Форты и не менее значимую Ворошиловскую батарею можно посетить с экскурсиями, во время которых только под землей экскурсанты проходят более 1 километра подземных сооружений форта и опорных пунктов в южной части острова Русский, недалеко от Владивостока.

Проходя по этажам, разглядывая сложные механизмы зарядных камор и стволов, ловишь себя на мысли, как красиво, функционально и добротно все это было сделано. А если учесть, что многим из этих механизмов уже более 80 лет мысленно снимаешь шапку перед инженерами и рабочими, сотворившими это чудо военной техники. 
 

Но, пожалуй, самое большое впечатление производит точность стрельбы из этих орудий -  швартовая бочка, находящаяся на расстоянии 6 миль (1 морская миля - 1852 м) от батареи была уничтожена на последних практических стрельбах (1992 год) с третьего выстрела. При этом диаметр бочки составлял всего 2 м, то есть на таком расстоянии, ее и разглядеть-то было практически невозможно! 
    

Батарея в боевых действиях участие, не принимала но, безусловно, сыграла роль сдерживающего фактора для японских адмиралов.
    

К сожалению, это чудо техники не миновала разруха. Не обошли ее и мародеры, открутив, где успели, бронзовые и латунные детали. Лишь благодаря общественной поддержке удалось приостановить процесс уничтожения этого исторического памятника.   Сохранившиеся сооружения  крепости и Островного сектора береговой обороны МСДВ признаны памятником истории и военно-оборонительного  зодчества  федерального значения.   На одной из старейших береговых батарей - Безымянной батарее размещается музей крепости.

Loading ...
баннер
Интерактивная карта России

Где остановиться

Что посетить

Сотрудничество

Реклама

Follow @twitter Твитнуть