Денис Самусев - Мастер Спорта по Групповой Акробатике, призер Чемпионата России

В небе, человек постоянно себя преодолевает, и делая каждый раз шаг в небо, он растает над собой…

Туризм: Денис, можешь вкратце рассказать, как возникло парашютное движение у нас в России? 

Д:  Все начиналось в 60-е  годы. Также  в то время начала зарождаться и групповая акробатика. В конце 70-х сборная ВВС СССР выиграла у американцев( тогда фаворитов в групповой), установив мировой рекорд в скоростном построении восьмерок, который до сих пор не побит…
В то время самым массовым был классический парашютизм (двоеборье), включающее в себя комплекс фигур  в свободном падении и работу на точность приземления под куполом парашюта, когда спортсмену необходимо было приземлиться в 3 сантиметровый ноль, в такой пятачок, куда еле пятка одной ноги помещается. Такой вид парашютного спорта называется классическим парашютизмом или в простонародье, классикой. 

ТвР: А что же тогда является авангардом? 


Денис Самусев Д: В нашем виде спорта есть много разных дисциплин, поэтому  каждый парашютист занимается тем, что ему  по душе. Есть групповая акробатика (построение фигур в свободном падении группой парашютистов лежа в воздухе на животе). Есть фрифлай (вертикальное положение тела), когда падают сидя, стоя на голове и лежа на спине. Есть скайсерфинг (выполнение элементов в воздухе на доске). Есть воздушный балет – фристайл, есть купольная акробатика,  когда под парашютами «этажерки» делают, ротации всякие, перестроения под куполами. Это очень красиво смотрится.

Замечу, что про авангардистов парашютизма ходит такой анекдот: «Парашютиста спрашивают - ты Пушкина знаешь - нет, а Лермонтова - нет, так это ж наши классики! Ха, ну я-то купольщик!» 

Но купольщики - это отдельная тема, я к ним не принадлежу. 

ТвР: А ты чем занимаешься? 

Д: Групповой акробатикой, как раз в этом виде парашютизма я являюсь Мастером Сспорта. По парашютным дисциплинам всякие соревнования проводятся, кубки, чемпионаты. Есть календарный план, который утверждается в Росспорте на каждый год.  Аэродромов в  России очень много, все и не назову. Но некоторые перечислю. Скажем, в Киржаче (Владимирская область) недавно проходил Кубок России по групповой акробатике  памяти парашютиста-испытателя Вячеслава Томаровича, Чемпионат г. Москвы, на аэродроме Агой (на берегу Черного моря) проходил первый кубок СНГ по групповой парашютной акробатике и др…В Агое взлетная полоса выходит прямо в море – это одно из немногих живописных мест для прыжков с парашютом.

ТвР: И прыгаете прямо в море? 

Д
(смеется): Нет, мы над аэродромом прыгаем, там Туапсинскую бухту видно: падаешь -красота, но это видеть надо! Там солнце, тепло,  вино, девчонки… 

ТвР: А не надоедает прыгать? 

Д: Нет, конечно! Вообще, так получается, что каждый прыжок не похож на предыдущий. Все время что-то новое, поэтому очень редко такое бывает, чтобы это надоело. 

ТвР: Какое же может быть разнообразие в прыжках с парашютом?

Д: Конечно может быть, так как каждый следующий прыжок не похож на предыдущий. Об этом лучше могут рассказать летчики. Ведь каждый раз, когда пилот взлетает, он сталкивается с разной погодой, да и небо никогда не бывает одинаковым.  У парашютистов то же: настроение разное, облака не на тех местах висят (улыбается), постоянно разные картины. Сам прыжок тоже разный: в одном прыжке все получается, в следующем – ничего не выходит. 

ТвР: «Ничего не выходит» - это как, насмерть? 

Д: Нет, просто задание оказывается не выполненным. К примеру, когда мы готовимся к соревнованиям, мы долго тренируемся на земле, вращаем комлексы фигур. Однако во время прыжка, несмотря на наработанные навыки, вдруг ничего не получается, поскольку все разлетаются в разные стороны. Тогда мы понимаем, что надо работать еще больше!

К тому же, когда прыгаешь с разными людьми, многое зависит от темперамента спортсмена. Если один из партнеров дерганый, нервный, то во время прыжка ты  перенимаешь его психологическое состояние, и тогда у тебя не получается то, что ты хочешь продемонстрировать.

ТвР: Наверное, сильнее всего волнуются новички? 

Д: Конечно! У новичка всегда присутствует волнение, он всегда переживает, как все пройдет, как он выполнит задание. Подходит время прыжка, он еще сильнее волнуется и думает: «Все, сейчас не буду прыгать!» 

ТвР: Наверное, у всех новичков одинаковая психология? 

Д: Как правило, да! Но когда новичок перебарывает свой страх и выполняет прыжок, когда он повисает под парашютом и приземляется, у него возникает неодолимое желание вновь подняться в небо. Постепенно страх уходит, но волнение остается. 

ТвР: Волнение уже другого рода? 

Д: Да, там, в небе, человек постоянно себя преодолевает, потому, что если этого не делать, то прыгать не сможешь. Например, случился какой-то казус с парашютом, человек выполнил грамотные действия и приземлился на запасном и если он в этот же день не совершит еще прыжок, у него этот негатив останется надолго, а с таким осадком он может и спорт бросить. 

ТвР: Как часто у вас бывают травмы? 

Д: По статистике парашютный спорт – по травматичности даже безопаснее горнолыжного. Самые частые травмы – это переломы. Но ломаются, в основном, по собственной дурости. 

ТвР: По каким причинам это происходит? 

Д:На этапе приземления, при нарушении определенных правил. «Перворазники» нередко приземляются, держа ноги не вместе, а «врастопырку». Если в таком случае приземление одной ногой происходит в ямку – это чревато травмой. На парашюте типа «крыло» в основном бьются уже опытные спортсмены. Опять же, парашют рабочий, все в порядке, но на этапе приземления человек хочет покрасоваться, сделать  хороший пролет. При сближении с землей неправильные действия и могут привести к нехорошим последствиям. 

ТвР: Часто бывают летальные случаи? 

Д: - Бывают, а их основная причина - «безбашенность» некоторых парашютистов.  Причем, по статистике, смертность выше среди опытных спортсменов, которые, полагаясь на свои навыки и опыт, зачастую не соблюдают определенные правила. С количеством прыжков человек думает, «да я все могу, я сейчас такой финт вытворю, что все там, на земле, обалдеют!». И  делает разворот на недопустимо малой высоте. Вот из-за этого чаще всего и бьются. У нас на аэродроме было два таких случая: вот он заложил разворот, а у него тут же перед глазами земля! Результат - больница. Поэтому и бьются самые подготовленные спортсмены. 


ТвР: Денис, а что объединяет людей, которые решили заняться парашютным спортом? 

Д: Отвечу так: парашютный спорт - это особый мир, непохожий ни на что. Тут люди меняются, сбрасывают маски, груз социального статуса. Уставшие от бесконечной гонки по зарабатыванию денег, они становятся сами собой. У нас говорят, что «перед небом все равны». На аэродроме у человека открываются другие перспективы, всех соединяет желание быть в небе, жажда полета. Когда прыгаешь, больше начинаешь ценить жизнь, свою и чужую, тут все чувствуют ответственность друг за друга. 

Вообще же, как это ни странно, в парашютный спорт чаще всего приходят не спортсмены - их здесь мало. Только в воздушном балете в основном все занимались или занимаются гимнастикой, потому что в этом виде спорта главное- гибкость и растяжка. 
Основная категория - это люди обеспеченные, многие из них –предприниматели. Парашютизм - удовольствие не из дешевых. Среди парашютистов встречаются и совсем неожиданные персонажи: есть у нас пенсионер, ему 65 лет, «Чапай»,  на его счету около 400 прыжков, так вот он прячет от своей бабки пенсию и на эти деньги прыгает лет уже наверное 8! Ругаются они страшно, но жажда неба сильнее. 

ТвР: А можно ли встретить на аэродроме знаменитостей? 

Д: Запросто! Сейчас этим все больше увлекаются «звезды» - уставшие от светской жизни, гламура и заграничного отдыха. Например, на аэродроме в Ступино прыгал Валдис Пельш. Увлекаются парашютным спортом актеры. Денис Никифоров («Бой с тенью») в Коломне в 2007 году совершил свой сотый прыжок, Максим Литовченко («Штрафбат») прыгает в Пущино. 


Есть среди  парашютистов и представители власти. Влечет к себе небо  губернатора Псковской области Михаила Кузнецова. Команда «Sky Panters» с его участием,  занимает верхушку мировых рейтингов в групповой акробатике, создавая серьезную конкуренцию западным командам. И совсем уже кажется невероятным случай с увлечением парашютизмом криминального авторитета. Бывший владелец аэродрома Ступино Антон Малевский в лихие 90-е решил отойти от дел и немалые деньги вложил в покупку аэродрома и развитие отечественного парашютного спорта. Его именем были названы Кубки Мира по ГА, проводившиеся в России в Ступино.

другие Интервью

Loading ...

Интерактивная карта России

События

другие события

Сотрудничество

Реклама