Интервью председателя комитета администрации Алтайского края по культуре и туризму Анатолия Ломакина

Положения федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неоднократно обсуждались на страницах газет, за круглыми столами в теле- и радиоэфире. О том, насколько готова к вхождению в режим действия 131 Закона отрасль культуры Алтайского края, рассказывает председатель комитета администрации края по культуре и туризму Анатолий Ломакин.

- Анатолий Изотович, каков главный посыл грядущей передачи полномочий в сфере культуры с районного на уровень сельских поселений?

- Гипотетически цель передачи культурных полномочий сельским поселениям состоит в том, чтобы максимально приблизить сельские объекты культуры, услуги культуры к населению. В идеале все должно выглядеть следующим образом: жители отдельного села, прекрасно знающие друг друга, совместно с администрацией поселения решают вопросы обустройства своей культурной жизни. Своими силами организуют досуг, содержат сельскую библиотеку, ухаживают за памятниками истории и культуры, находящимися на территории этого села. Это своего рода возрождение патриархальных традиций жизнеустройства русской деревни.

- Но как, например, быть с организацией культурных мероприятий районного уровня – ведь в новом законе за муниципальным районом такой функции не закреплено. Сохранится ли библиотечная система района? Каким образом будет осуществляться централизованное методическое обеспечение работы учреждений культуры, кто будет нести ответственность за повышение квалификации работников сельских учреждений культуры?

- В Ваших вопросах совершенно не случайно звучат слова «сеть», «централизация»… Действительно, централизация учреждений культуры была основополагающим принципом работы. Культурную политику района определяли органы исполнительной власти в лице комитетов и отделов по культуре районных администраций. Библиотечная, музейная сеть, сеть учреждений дополнительного образования на Алтае в условиях недостаточного финансирования считаются одними из крепких и профессиональных. В крае в настоящее время действует отлаженная схема методического обеспечения районных учреждений культуры через деятельность профильных методических центров. В этом уникальность сферы и отрасли культуры края – она по сути своей соборна. А гарантом сохранения единого культурного пространства в крае, гарантом повышения качества культурного обслуживания населения был и остается район.

- Как же сохранить эту соборность в условиях децентрализации?

- Вы забываете о том, что Россию «аршином общим не измерить». То, что неприемлемо для Алтайского края, может быть успешно внедрено в другом регионе страны. На Алтае же децентрализация сразу ударит по качеству сельской культуры. Сами посудите: как могут 2-4 работника культуры в отдельном селе, варясь, по сути, в собственном соку, развивать культуру села? Они неизменно нуждаются в методической (и финансовой, разумеется) подпитке со стороны районного звена.

- Что в этой ситуации намерен делать краевой комитет по культуре? Не соблюдать Закон – преступно, соблюдать - губительно…Потухнут очаги культуры в районах…

- Напрасно Вы так сгущаете краски. Да, ситуация тревожная, но мы держим ее под контролем. Сегодня уровень готовности комитета к вхождению в режим Закона в корне отличается от ситуации, которая была еще в марте. Мы изучили опыт территорий, экспериментально работающих в рамках 131 Закона с января текущего года – Ставропольского края, Новосибирской области. Было проведено 5 зональных семинаров с руководителями муниципальных органов культуры, 2 краевых совещания. Методические разработки комитета уже сейчас помогают муниципальным руководителям подготовиться к работе в новых условиях. Как председатель Координационного Совета по культуре Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» я инициировал обсуждение этого Закона с руководителями отрасли культуры сибирских территорий. В ближайшее время этот вопрос будет детально обсуждаться на координационном совете по культуре Минкультуры России. Нам сейчас жизненно важно сохранить районное звено учреждений культуры. Сверхзадача комитета - не дать разрушить отлаженную систему взаимодействия на уровне край – район - село. Выполним эту задачу – получим гарантии того, что сохраним культуру села. Работаем над этим с руководством районных администраций.

- И как успехи?

- По-разному. Вы знаете, что в условиях децентрализации важную роль начинает играть субъективный фактор. Очень многое здесь зависит от главы района и глав поселений, от их понимания роли и значимости культуры в обществе. По новому закону в полномочиях муниципального района остается сеть художественного образования и библиотечное обслуживание поселений посредством комплектования книжных фондов. Это значит, что в ведении районной администрации - музыкальная или художественная школа, центральная районная библиотека. Остальные объекты – районный дом культуры, музей, кинотеатр – уходят на баланс и в ведение администрации райцентра.

- … и администрация этого поселения в ужасе от свалившегося тяжелого наследства в виде полуразрушенных объектов культуры?

- Не скажите! Напрасно Вы думаете, что в крае все сельские объекты культуры – это сплошные неликвиды. Конечно, в малых селах, где доходная база будущего бюджета едва позволит свести концы с концами, главы в состоянии тихой паники. Но в райцентрах немало добротных домов культуры, музеев, уникальные картинные галереи. От таких объектов главы сел не отказываются. Но мы думаем, что здравый смысл должен возобладать. Как, например, может быть сельским музей, который создавался силами района, который отражает историю района? Или библиотечное обслуживание. Уже более 30 лет в крае действуют централизованные библиотечные системы. Это целое корпоративное сообщество со своими методическими районными службами, накопившее уникальный опыт работы. Даже в неблагоприятных условиях недофинансирования наши библиотеки идут в ногу со временем, являются иногда чуть не единственным каналом информации для жителей отдаленных сел. А теперь получается, что сельская библиотека должна существовать сама по себе, а полномочия района ограничены лишь комплектованием книжных фондов. Но не одним лишь комплектованием живы библиотеки! Разорвем сейчас ЦБС – и никогда не восстановим единое библиотечное пространство края.

- Где же выходы из тупика?

- Универсального выхода найти невозможно. Будем отдельно рассматривать каждый район, искать разумные и приемлемые компромиссы в каждом отдельном случае.

- Сокращение полномочий в культурной сфере района значит сокращение органов местного самоуправления, курирующих культуру…

- Так считают некоторые главы районов. Но мы категорически против этого. Если председатель комитета по культуре был правомочен решать многие вопросы, то кто теперь будет слушать специалиста контрольного отдела районного Совета либо другого рядового работника? Сокращение этих органов не принесет облегчения районному бюджету. А проблем появится много.

- В Алтайском крае около пяти тысяч памятников истории и культуры, большинство из них местного значения. В свете нового законодательства муниципальный район должен передать их на уровень сельских поселений…

- За передачей памятников неизбежно должна следовать передача органам местного самоуправления государственных полномочий по их охране. В обратном случае краевому комитету по культуре как государственному органу охраны памятников придется работать с органами местного самоуправления всех муниципальных образований. А их 796! Сами понимаете, мы такой груз не потянем. Будем инициировать принятие закона Алтайского края о передаче части государственных полномочий в области охраны памятников с уровня края городам и муниципальным районам.

- Единственная не подвергшаяся изменениям и новым веяниям – это сфера дополнительного художественного образования?

- Должен Вас разочаровать. Повсеместно раздаются мнения о том, чтобы передать музыкальные и художественные школы из сферы культуры в систему образования. Повод тому дал сам 131 Закон – там пункт «Дополнительное образование» находится в «Общем образовании». Но система художественного образования традиционно работает в системе Министерства культуры. Если школу искусств передать в образование, она неминуемо переродится в кружки детского творчества. Позиция комитета в этом вопросе очень жесткая – ни в коем случае нельзя разрывать систему подготовки, передавать учреждения искусства, из стен которых выходят будущие художники и музыканты, в систему внеклассной работы.

- Анатолий Изотович, признайтесь, что даже кропотливая работа Вашего комитета не позволит избежать потерь в системе учреждений культуры, особенно в малых селах.

- Для начала нужно отстоять районное звено в культуре края. Сохраним это звено – сохраним культурные традиции районов. А в начале года комитеты по культуре вместе с органами местного самоуправления должны будут утвердить план культурных мероприятий района, договориться о совместном с поселениями проведении и условиях финансирования. Не нужно только паниковать и заламывать руки. Новый Закон дает много правовых рычагов по поиску оптимальных моделей взаимодействия муниципальных районов и сельских поселений. Мы готовы работать предметно с каждым конкретным районом. И будем вместе с главами местного самоуправления стремиться к тому, чтобы потери были минимальны, чтобы сохранить профессиональное искусство, народное творчество, библиотечную и музейную сеть, историко-культурное наследие Алтая.

Автор: Тина Баздырева