Россия

Маршруты - Валаам православный

Валаам православный

Не раз на страницах нашего журнала мы рассказывали о замечательном месте для отдыха – Карелии. Это удивительное место, где сочетается все необходимое для туризма и отдыха: комфортные гостиницы, удивительная по красоте природа и множества красот и достопримечательностей, которые привлекают сюда туристов со всех краев земли. Одна из жемчужин Карелии – Валаам. Валаам в широком сознании ассоциируется, прежде всего, с монастырем. Наверное, это справедливо: красота и особенное очарование острова, остающиеся в душе каждого, кто хоть раз его посетил, во многом созданы трудами и молитвами насельников Валаамского монастыря.

Когда возникла обитель на острове? Долгое время этот вопрос оставался открытым. “Древняя история монастыря Валаамского темна и сбивчива”. Дефицит источников и даже их фальсификация, вызванная желанием «удревнить» обитель, приводили к тому, что заселение Валаама славянами возводили к апостольским временам, а основание монастыря преподобными Сергием и Германом - к X или XII векам.

Конечно, те древние постройки до нас не дошли, если вы приедете сюда для отдыха то увидите постройки возведенные в большинстве своем в конце XVIII века, когда деревянные здания обветшали, было принято решение заменить деревянные постройки каменными. Монах Саровской пустыни Назарий был утвержден указом Петербургской консистории строителем в Ваалаамский монастырь. Именно по его проекту был составлен план зданий, он и руководил сооружением Спасо-Преображенского собора и «внутреннего четырехугольника» монастыря. В 1794 г. состоялось освящение собора.

Все постройки монастырского ансамбля были возведены из кирпича, который изготовлялся здесь же, на острове. С 1785 по 1801 было построено внутреннее каре монастыря, в 1785 была освящена Успенская церковь, в 1793 – церковь во имя Святителя Николая, построены две каменные часовни.


С 1801 игуменом монастыря стал Иннокентий, под его руководством началось возведение внешнего монастырского каре. Была построена и в 1809 освящена надвратная (над Святыми вратами) каменная церковь Петра и Павла. Строилась каменная больница с больничной церковью во имя Живоносного источника (освящена в 1814). В 1809 на Крестовом острове при входе в залив построили каменную часовню во имя святителя Николая. К 1811 все здания в монастыре были каменными.


С 30-х годов XIX в. начинается новый этап в становлении монастыря. Связан он с личностью игумена Дамаскина, ставшего в 1839 настоятелем и энергично взявшегося за строительство. Создаются ансамбли скитов, связанных между собой и с монастырем, строятся пешие и ездовые дороги, ставятся часовни, придорожные кресты, прорываются каналы, строятся мосты, - формируется целостный архитектурно-ландшафтный комплекс. В это же время на Валааме широко начинают высаживать ценные и редкие для Севера: пихтовые и лиственничные аллеи, кедровые и дубовые рощи.


Все валаамские постройки с 40-х годов выдержаны в рамках так называемого «русского стиля». Для строительства монастырские власти приглашают на Валаам опытных архитекторов, самым выдающимся из которых был А.М. Горностаев. По замечанию В. Стасова, сила его была в том, что он, целенаправленно продолжая традиции русской архитектуры, не копировал, а на основе постижения духа национального искусства, стремился его продолжить, выявляя богатство своего индивидуального вкуса и художественного чутья. Самая замечательная и характерная постройка А.М. Горностаева на Валааме – церковь св. Николая Чудотворца на Крестовом острове (освящена в 1853). Церковь поставлена на вершине небольшого холма. Это – каменный шатровый двухъярусный храм, первый ярус – четырехгранник со скошенными углами, второй – восьмерик. Завершение – восьмигранный шатер с главкой, украшен продольными ребрами, идущими от углов восьмерика к вершине. «Все вместе, - как писал В.Стасов, - образует сооружение, которое есть одна из талантливейших и оригинальнейших церквей всего нашего отечества». Александр Дюма-отец, посетивший Валаам в конце 1850-ых, был совершенно очарован церковью Никольского скита: "Маленький архитектурный шедевр", "создание лучшего архитектора России", "настоящее сокровище, как по богатству декора, так и по художественным достоинствам"


По проектам А.М. Горностаева построены: церковь скита Всех Святых на острове Скитский, Александра Свирского на острове Святой, церковь Предтеченского скита на Предтеченском острове (старое название острова - Серничан), часовня Знамения Божьей Матери, комплекс Вехсвятского скита, Зимняя гостиница, Водопроводный дом, келейный корпус на Крестовом (который к тому времени стал уже называться Никольским) острове.


К 1889 на Валаамских островах уже стояли отстроенными семь скитов с келейными корпусами и церквями. Церкви Всехсвятского и Никольского скитов были каменными, а Александра Свирского, Иоанна Крестителя (остров Предтеченский) и Пророка Ильи (о.Лембос), Коневского и Авраамия Ростовского (о. Емельянов) - деревянными.


С 1881, со вступлением в должность настоятеля Ионафана, началось обширное строительство хозяйственных зданий; были построены амбары, склады, каменный скотный двор с фермой, смоляной и кожевенный заводы, второй кирпичный завод с подведенными к нему рельсовыми путями от залива. При возведении зданий широко использовались новейшие технические механизмы и приспособления.


В конце 1880-х гг. было принято решение разобрать старый "Назарьевский" собор и на его месте возвести более вместительный храм: уже в середине ХIХ в. собор не вмещал многочисленных паломников. 30 июня 1887 г. собор был заложен. Проект грандиозного, пятиглавого, с 60-метровой колокольней собора подготовили архитекторы Г.И. Карпов и А.Н. Силин, с 1891 г. руководил постройкой Н.Д. Прокофьев. Нижняя церковь нового Спасо-Преображенского собора была освящена во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских в 1892 г., верхняя - в 1896 г. в честь Преображения Господня.


В 1895 начинается строительство нового скита на Тихвинском острове (освящен в 1897 г.), в 1896 – на Сергиевском острове (Пуутсаари – другое название этого острова) – Сергиевский скит (церковь освящена в 1899 г. в честь преп. Сергия и Германа). В 1901 г. начато возведение церкви св. Александра Невского на острове Сюскюянсаари (Германовском). Над внешними братскими корпусами центрального монастырского ансамбля надстраивается третий этаж. В 1906 г. освящена церковь Воскресенского (Новоиерусалимского) скита на о. Валаам. В 1911 появляется Гефсиманский скит, в 1917 – построен последний, тринадцатый по счету, Смоленский скит – в память о героях первой мировой войны.


После 1917 территория, на которой находился монастырь, отошла к Финляндии. На острове разместился финский артиллерийский гарнизон, из-за сокращения количества братии большинство скитов было закрыто, в других скитах богослужение проводилось в сокращенном виде.


В 1940 по мирному договору Валаам был возвращен Советскому Союзу, монастырь был эвакуирован в Финляндию и продолжил свою жизнь в местечке Хенявеси, получив название Новый Валаам.


С лета 1940 на Валааме была школа юнг, в 50-ые годы – дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. Весь этот период ни природа, ни архитектурные памятники под охраной государства не находились. В 1965 Валаам был объявлен заказником природы, архитектурные памятники остались в стороне. Лишь с образованием в 1979 г. Валаамского музея–заповедника, получившего в 1984 статус государственного, начался восстановительно-реставрационный период в истории Валаама.

Loading ...
баннер
Интерактивная карта России

Где остановиться

Что посетить

Сотрудничество

Реклама

Follow @twitter Твитнуть